Трактир "Нечестивец" - для тех, кто искренне любит героев Дюма, кто благодаря им полюбил историю! Кто ценит ее, пытается понять тех людей, а не вешать на них ярлыки

АвторСообщение



Сообщение: 27
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.11 14:53. Заголовок: Одно место из блаженного Августина


Приношу благодарность Arabelle и Адель за тему «Супружеская сцена Атоса и Катилины», которая натолкнула меня на мысли, которые будут изложены ниже.



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Сообщение: 28
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.07.11 14:54. Заголовок: - Я дерусь из-за не..



 цитата:
- Я дерусь из-за несогласия по одному богословскому вопросу, - сказал Арамис…..
- Да, одно место из блаженного Августина, по поводу которого мы не сошлись во мнениях, - сказал д'Артаньян.



Кто-нибудь задавался вопросом, что именно могло подразумеваться под «одним местом»?
Понятно, что сказано это было просто, чтоб не озвучивать истинную причину дуэли, что д’Артаньян не настолько сведущ в богословских вопросах, чтоб вступать в споры и, по большому счету, они, эти вопросы, ему неинтересны.

Но все-таки…

Одной из самых спорных точек зрения блаженного Августина, есть его понимание благодати и предопределенности.
Августин считал, что собственными силами человек не способен не только жить, согласно Божескому закону, но даже уверовать в Бога.
Воля к праведности дается ему по благодати, т.е. через энергию, в которой Бог являет Себя человеку и которая даруется человеку для спасения.
Бог изначально предназначил одних людей к спасению, а других – к погибели, независимо от их поступков. Что, как и почему – знает только Он, а человеческая воля всего лишь слепое орудие Божьей воли.
В этом суть понимания Августином «предопределения» - все предопределено, но человек не знает, к чему его предуготовили; изменить же свое предназначение, равно как и повлиять на него, он не в силах.
Развитие этой концепции осуществлялось Августином в ходе борьбы с ересью известной как «пелагианство».
Пелагий, напротив, считал, что смертный способен выбирать добро или зло без помощи Бога. Человечество имеет свободу собственной воли и тем самым само несет ответственность за свои грехи и поступки.
Т.е. «камень преткновения» - свобода воли.

Рассмотрим ситуацию у Карм-Дешо.

Арамис приходит туда, потому что все вело его к дуэли – обстоятельства сложились так, что иначе он поступить не мог. Он покорился и собрался драться.
Появление гвардейцев ничего, в принципе, не меняет – опять обстоятельства, которые диктуют все то же – поединок, не с этим, так с теми. Выбирать не приходится – выбор сделан за мушкетеров. Предопределение?
И тут д’Артаньян выходит за рамки этого предопределения, наплевав на мнение бл.Августина – он САМ делает выбор, демонстрируя свободу собственной воли, вместо пассивного подчинения обстоятельствам - «одно место из блаженного Августина, по поводу которого мы не сошлись во мнениях»?

Сцена в Кревкере.


 цитата:
- … "Non inutile est desiderium in oblatione", то есть: "Некоторое сожаление приличествует тому, кто приносит жертву господу".
- Остановитесь! - вскричал иезуит. …. - Вы затронули тот пресловутый вопрос о свободе воли, который является дьявольским соблазном. Вы вплотную подошли к ереси пелагианцев и полупелагианцев.



Налицо прогресс (или регресс с точки зрения иезуита). Если в начале романа Арамис склоняется к мнению Августина и не особо усердствует, то с течением времени, он все больше проявляет активность в решении собственной судьбы, не надеясь на предопределение и благодать.
Концепция Пелагия о свободе воли и ответственности за свои действия все больше привлекает его, что находит отражение в его споре с иезуитом.

Однако спустя двадцать лет он все еще не окончательно решил этот вопрос для себя:

 цитата:
- Подумайте о том, - сказал ему Арамис, - что если вы признаете божественное правосудие и его участие в делах земных, то, значит, эта женщина была наказана по воле божьей. Мы были только орудиями, вот и все.
- А свободная воля, Арамис?
- А что делает судья? Он тоже волен судить или оправдать и осуждает без боязни. Что делает палач? Он владыка своей руки и казнит без угрызений совести.



Видимо, оказалось не так легко прийти к единому мнению относительно «одного места из блаженного Августина».




Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1042
Репутация: 12
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.11 19:59. Заголовок: Lys , браво, какой а..


Lys , браво, какой анализ!) Спасибо!

Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Внимание! Копирование дизайна, правил, текстов, выложенных на форуме или еще каких-то элементов форума без согласия с авторами запрещаются и считаются плагиатом. Все права принадлежат администрации Нечестивца ©